Самодельные аэросани для рыбака. Во-первых — подвеска
силового агрегата (а не установка его, как обычно) Во-вторых, рулевое
управление «тележного» типа — оно осуществляется поворотом не только
лыж, а всего переднего моста. И последнее Возврат же управляемого моста с
лыжами в исходное положение и удержание его на курсе прямого хода
производятся не столько рулем, сколько торсионом, в роли которого
выступает дуга безопасности.
Описывая конструкцию аэросаней, сразу оговорюсь: из-за отсутствия
аргонной сварки все соединения деталей в узлах пришлось делать болтовыми
с помощью втулок и кронштейнов, а местами и клепать.
Аэросани с подвешенной винтомоторной группой и «тележным» передним мостом (детали всех позиций, кроме особо оговоренных, выполнены из дюралюминия Д16Т): 1 —двигатель (от мотонарт «Буран»), 2 - клиноременная четырехручьевая передача( i= 1,85); 3 —воздушный винт диаметром 1400 (дерево с металлическими концевыми окантовками), 4 - консольная балка, 5 — верхняя растяжка крепления двигателя (стальной трос диаметром 4,2 ш г), 6 — основная стойка (труба винтдиаметром70x2,5), 7 —кронштейн подсоединения дуги безопасности к стойке (лист s5, 2 шт.). 8—верхняя часть дуги безопасности (труба винтдиаметром50x2), 9—крепление троса газа к дуге безопасности (резина, по потребности), 10- соединительный кронштейн частей дуги безопасности (лист s5, 2 шт), 11 — наклонная часть дуга безопасности (труба диаметром 50x2); 12 - лонжерон (труба диаметром 70x2,5); 13—руль (мотоциклетного типа), 14—центральная стойка руля (стальная труба диаметром 28); 15- боковая стойка руля (труба диаметром 14, 2 шт); 16—сайлентблок дуги безопасности (от стиральной машины), 17-узел соединения дуга безопасности и переднего моста (лист s5,2 шт), 18 - вынос (труба диаметром 30x1,5), 19 —боковой подкос стойки (труба диаметром 40x1,5, 2 шт.), 20 — заднее сиденье пассажира (поролон в тканевом чехле); 21 - ложемент заднего сиденья (лист s5), 22— поручень-подкос (труба диаметром 30x1,5, 2 шт), 23 -ложемент переднего сиденья (лист s5); 24— переднее сиденье (поролон в тканевом чехле), 25- трос газа (от мотоцикла); 26 —нижняя растяжка крепления двигателя (стальной трос 4, диаметром 2 шт.); 27—тандер (2 шт), 28 — топливный бак (на 20 л), 29 -хвост-фаркоп (труба диаметром 64), 30- задний мост, 31—задняя лыжа (2 шт). 32—крепление площадки (шнур, 2 шт), 33 — площадка (ткань «авизеент», 2 шт), 34—балка переднего управляемого моста (труба диаметром 40x1,5,2 шт.), 35 - передняя лыжа (2 шт )
Передний мост и лыжа:
1 —основа лыжи, 2 — подкос хребта. 3 —дужка, 4—хребет; 5- заклепка;
6-передний подкос стойки (2 шт), 7—задний подкос стойки (2 шт), 8 корпус
с подшипником качения, 9—стойка, 10—ушко крепления подкоса лыжи к
хребту (2 шт), 11 - буртик с вилкой, 12 задний подкос лыжи (2 шт), 13 —
втулка крепления подкоса к балке моста, 14- кронштейн полножки; 15 балка
моста, 16 —лонжерон, 17—шарнир соединения балки моста и лонжерон, 18 —
кронштейн соединения балки и выноса, 19—кронштейн соединения выноса и
дуги безопасности, 20— подножка
Подвеска силовой установки на консольной балке и тросовых растяжках: 1 — эксцентриковая ось, 2 - втулка (сталь, труба диаметром 50x2), 3 — хомуте с зажимным болтом, 4—стяжка верхних растяжек (резиновый жгут), 5--верхние растяжки, 6—консольная балка (стальная труба диаметром 40x1,5), 7-ось шарнира (болт М16), 8—сайлентблок, 9 — втулка-кронштейн крепления моторамы на основной стойке, 10 — основная стойка; 11 —узел крепления двигателя к консольной балке (4 шт), 12 — двигатель, 13 - стойка втулки, 14 - подкос втулки (2 шт.), 15 - крыло балки (4 шт.), 16 ------ выходной вал двигателя. 17 - нижняя растяжка (трос диаметром 4, 2 шт.), 18 – тандер (2 шт.), 19 — втулка-прокладка (резина, 4 шт)
Рама самодельных аэросаней
хребтового типа — однолонжеронная. Состыкованные и соединенные с
лонжероном балка заднего моста и стойка моторамы подкреплены подкосами
Соединения силовых элементов рамы — в основном разъемные. Такими я их
сделал для разборки аэросаней и весьма габаритной рамы для летнего
компактного хранения.
Лонжерон и стойка выполнены из дюралюминиевой трубы диаметром 70 мм
с толщиной стенок 2,5 мм, а балка заднего моста и подкосы — тоже из
дюралюминиевой трубы, но диаметром и толщиной стенок поменьше —
соответственно, 40 мм и 1,5 мм.
Роль подкосов стойки моторамы играют еще и поручни
сидений, хотя поручнями их назвать можно только условно — на них
навешиваются ложементы сидений водителя и пассажира, выколоченные из
дюралюминиевого листа толщиной 2 мм. Сами же сиденья выполнены из
толстого поролонового листа и обшиты брезентовой тканью
К раме можно отнести и еще один элемент аэросаней — дугу
безопасности. Она выполнена из двух состыкованных накладками отрезков
дюралюминиевой трубы диаметром 50 мм и толщиной стенки 2 мм.
Однако лучше бы дугу сделать из цельной трубы (у
меня, к сожалению, на момент изготовления такой не нашлось) потому, что
она выполняет еще и роль амортизирующей подвески переднего управляемого
моста и является своеобразным подкосом основной стойки. Но о дуге —
позже.
Насчет же управляемого моста, как на телеге, я не оговорился.
Вернуться к такой уже подзабытой схеме рулевого управления меня
сподвигла ее простота, к тому же она очень сочеталась с амортизирующей
дугой безопасности и однолонжеронной рамой. Передний мост соединен с
передним концом лонжерона посредством шкворня и сайлентблока
(резинометаллической втулки), корпус которого вставлен в переднее
отверстие трубы лонжерона.
Шкворнем служит болт М22.
Соединение переднего моста с дугой безопасности (она же торсион)
осуществлено не напрямую, а посредством выноса — консольно закрепленного
посередине моста (перпендикулярно к нему) отрезка трубы диаметром 40 мм
с толщиной стенки 1,5 мм. Свободный же (передний) конец выноса соединен
тоже с передним концом дуги безопасности «двухщечечным» треугольным
кронштейном. Длина выноса определялась экспериментально, в пределах 200 —
250 мм. Меньшая его длина ухудшает «флюгерность» — самоудержание машины
на прямом курсе, а большая — затрудняет управление аэросанями (поворот
руля).
Кстати для облегчения поворота руля впоследствии на
конец торсиона прикрепил сайлентблок (хотя есть возможность помогать и
ногами, как на самолете).
При повороте руля, а, следовательно, и переднего моста с лыжами
дуга безопасности отклоняется в сторону, да еще и слегка закручивается.
После же снятия усилия на руль дуга стремится возвратиться в исходное
положение, удерживая лыжи на прямом курсе.
Сам руль — мотоциклетного типа, только закреплен он на мосту в
трех точках через подкосы-рычаги.
От руля по дуге-торсиону проложен тросик управления
«газом» двигателя. На концах переднего моста (как, впрочем, и заднего)
на осях установлены лыжи. Для защиты от бокового удара лыжи к мостам
дополнительно прикреплены подкосами (лучше было бы амортизаторами) через
подшипниковые втулки:
передние — двумя, задние — одним (в задней части) и поворачиваются в
вертикальной плоскости вместе с лыжами.
Лыжи самодельные — все одинаковые. Склепаны из 5-мм листового
дюралюминия марки Д16Т алюминиевыми заклепками. Для придания жесткости
посередине лыжи приварена продольная полоса-стенка, а к стенке — еще и
полосовые подкосы. Подошва выполнена из листа полиэтилена толщиной 5 мм,
а шириной — на 10 мм больше
с каждой стороны.
В загнутой части носка подошва к лыже прикреплена
заклепками, а по длине просто прижата подрезом из стального уголка,
чтобы подошву из-за разности теплового расширения не коробило. Небольшая
часть заднего конца лыжи вместе с подошвой тоже загнута вверх на 50 мм.
На концах балок мостов лыжи монтируются на подшипниках качения, корпуса
которых закреплены на стойках лыжи.
Винтомоторная установка сама по себе традиционная и состоит из
силового агрегата от снегохода «Буран» мощностью 28 л.с. и самодельного
толкающего воздушного винта постоянного шага.
Винт диаметром 1400 мм, лопасти деревянные с металлическими
оковками на концах.
Максимальная тяга, создаваемая им на месте,
составляет около 95 кгс, что позволяет аэросаням развивать скорость до
70 км/ч по льду замерзшей реки. Передача крутящего момента с двигателя
на винт осуществляется через четырехручьевую клиноременную передачу.
Диаметр ведущего шкива — 205 мм, а ведомого — 380 мм, то есть
передаточное число составляет 1,85. Натяжение ремней осуществляется
поворотом эксцентриковой оси во втулке с последующим закреплением одной в
другой хомутом.
Крепление силового агрегата на раме не совсем обычное. Во-первых,
он не установлен на ней, а подвешен на консольной балке и прикреплен к
ней через резиновые втулки-прокладки Консольная балка является
одновременно и упором, через который передается тяга
от винта.
К тому же балка присоединена к стойке шарнирно через
сайлентблок. Дополнительное же крепление двигателя к раме и вовсе
неординарное — растяжками — авиационными гибкими тросами диаметром 4 мм с
натяжными тендерами. Такая подвеска винтомоторной установки на раме
практически устраняет вибрацию аэросаней
Ограждения винта пока нет, конечно, вращающийся винт — штука
опасная. Но если сделать упрощенное ограждение, то оно может сыграть с
человеком, эксплуатирующим сани, а тем более с пассажиром «злую шутку»
В психологическом плане они будут думать, что
защищены. На самом же деле вероятность получить травму от вращающегося
винта остается. Если уж делать ограждение, то полное — в форме тонкой
решетки с обеих сторон и по окружности.
А чтобы винт не задевал при провалах задней части аэросаней снег,
тем более лед, сделан хвост — в заднюю часть лонжерона вставлена труба
потоньше
Сухая масса аэросаней составляет около 140 кг.
Полная снаряженная (два человека и 20 л топлива) — приближается к 300 кг
Тормозов у аэросаней нет, остановка довольно быстро осуществляется за
счет трения подошв лыж о снег после сброса «газа»
(Автор: С.КОЧАНОВ-СОРОКИН,
г.Омск
)
Аэросани с подвешенной винтомоторной группой и «тележным» передним мостом (детали всех позиций, кроме особо оговоренных, выполнены из дюралюминия Д16Т): 1 —двигатель (от мотонарт «Буран»), 2 - клиноременная четырехручьевая передача( i= 1,85); 3 —воздушный винт диаметром 1400 (дерево с металлическими концевыми окантовками), 4 - консольная балка, 5 — верхняя растяжка крепления двигателя (стальной трос диаметром 4,2 ш г), 6 — основная стойка (труба винтдиаметром70x2,5), 7 —кронштейн подсоединения дуги безопасности к стойке (лист s5, 2 шт.). 8—верхняя часть дуги безопасности (труба винтдиаметром50x2), 9—крепление троса газа к дуге безопасности (резина, по потребности), 10- соединительный кронштейн частей дуги безопасности (лист s5, 2 шт), 11 — наклонная часть дуга безопасности (труба диаметром 50x2); 12 - лонжерон (труба диаметром 70x2,5); 13—руль (мотоциклетного типа), 14—центральная стойка руля (стальная труба диаметром 28); 15- боковая стойка руля (труба диаметром 14, 2 шт); 16—сайлентблок дуги безопасности (от стиральной машины), 17-узел соединения дуга безопасности и переднего моста (лист s5,2 шт), 18 - вынос (труба диаметром 30x1,5), 19 —боковой подкос стойки (труба диаметром 40x1,5, 2 шт.), 20 — заднее сиденье пассажира (поролон в тканевом чехле); 21 - ложемент заднего сиденья (лист s5), 22— поручень-подкос (труба диаметром 30x1,5, 2 шт), 23 -ложемент переднего сиденья (лист s5); 24— переднее сиденье (поролон в тканевом чехле), 25- трос газа (от мотоцикла); 26 —нижняя растяжка крепления двигателя (стальной трос 4, диаметром 2 шт.); 27—тандер (2 шт), 28 — топливный бак (на 20 л), 29 -хвост-фаркоп (труба диаметром 64), 30- задний мост, 31—задняя лыжа (2 шт). 32—крепление площадки (шнур, 2 шт), 33 — площадка (ткань «авизеент», 2 шт), 34—балка переднего управляемого моста (труба диаметром 40x1,5,2 шт.), 35 - передняя лыжа (2 шт )
Задний мост и его соединение с рамой:
1—лонжерон, 2-- кронштейн-хомут крепления к лонжерону поперечины рамки
сидений и подкосов заднего моста, 3 — поперечина рамки сидений, 4
подкос, 5 - лыжа, 6 — кронштейн-хомут крепления к заднему мосту
подкосов, 7 — втулка крепления к заднему мосту подкоса лыжи, 8 — балка
заднего моста (2 шт), 9- подкос стойки (2 шт), 10—рамка сидений,
11—основная стойка; 12 - петля крепления основания сиденья к рамке (10
шт.); 13 — кронштейн-хомут крепления к стойке рамки сидений и моторамы,
14—кронштейн крепления лонжерона к основной стойке, 15—втулка крепления
рамки сиденья к лонжерону и основной стойке (2 шт.); 16 - соединительная
скоба балки (2 шт)
Подвеска силовой установки на консольной балке и тросовых растяжках: 1 — эксцентриковая ось, 2 - втулка (сталь, труба диаметром 50x2), 3 — хомуте с зажимным болтом, 4—стяжка верхних растяжек (резиновый жгут), 5--верхние растяжки, 6—консольная балка (стальная труба диаметром 40x1,5), 7-ось шарнира (болт М16), 8—сайлентблок, 9 — втулка-кронштейн крепления моторамы на основной стойке, 10 — основная стойка; 11 —узел крепления двигателя к консольной балке (4 шт), 12 — двигатель, 13 - стойка втулки, 14 - подкос втулки (2 шт.), 15 - крыло балки (4 шт.), 16 ------ выходной вал двигателя. 17 - нижняя растяжка (трос диаметром 4, 2 шт.), 18 – тандер (2 шт.), 19 — втулка-прокладка (резина, 4 шт)
На сайте использованы материалы журнала Моделист-Конструктор. Все права
на данные материалы принадлежат их авторам и журналу
Моделист-Конструктор. Материалы сайта предназначены исключительно в
ознакомительных целях
Комментариев нет:
Отправить комментарий